Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами воспитать у учащихся духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их? В связи с этим многие учителя все чаще прибегают к нетрадиционным формам обучения, ибо применение таких форм позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Уже доброй традицией в Сидоровской средней школе стало проведение нестандартных форм уроков: бинарные, интегрированные, музейные, уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки –диспуты, ролевые игры и др. в текущем учебном году, в середине марта в школе был проведен интегрированный урок по музыке и литературе в 7 классе «В вихре пушкинской метели», где учитель музыки Белослутцева Лидия Васильевна и учитель- литератор Лавриненко Наталья Николаевна вместе с учениками постарались соединить воедино музыкальные произведения Г.В. Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» и литературное произведение А.С.Пушкина «Метель»( из сборника «Повести Белкина»). Последовательно, логично, живо дети сравнивали, сопоставляли, анализировали эпизоды произведений, в трудных моментах на помощь приходили учителя. Лидия Васильевна умело комментировала многие музыкальные отрывки, ибо музыку нужно уметь не только слушать, но и слышать, понимать, какой эпизод в повести Пушкина соответствует очередному музыкальному произведению Свиридова. Дети работали, на наш взгляд, интересно и увлекательно. На уроке звучала неповторимая завораживающая музыка Свиридова («Вальс», «Тройка», «Романс», «Военный марш» и др.), был показан фрагмент венчания из кинофильма «Метель». Балакина Ульяна и Медведев Сергей эмоционально прочитали диалог объяснения Марьи Гавриловны и Бурмина по ролям. Атмосфера непринужденности, царившая на уроке, разряжала напряженную обстановку, увлекала сотворчеством. Хочется отметить активную работу Фисенко Анастасии, Тучина Романа, Пономаренко Александра. В заключении урока из уст Натальи Николаевны прозвучали стихотворные строки поэта С .Чеботарева: От судьбы не сбежать и не скрыться, Что начертано, сбудется враз. Суждено вам летать – будут крылья, Суждено воевать – будет враг. Суждено полюбить – будет счастье, И закружит вас вихрем метель. Вспоминайте из Пушкина Машу И не бойтесь случайных потерь… А Лидия Васильевна закончила урок мудрыми словами знаменитого композитора Эдварда Грига: «Музыка не нуждается в словах, а литература иногда нуждается в музыке». Судя по отзывам в виде «смайликов», урок семиклассникам понравился и запомнился надолго. Сегодня на уроках недостаточно пересказать ученикам материал параграфов учебника или заставить их вызубрить все правила. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в каждом ребенке желание познавать, искать, находить и экспериментировать. Это мы и попытались вместе с детьми сделать на уроке. Корреспондент Татьяна Хруль
|