Не стандартно – значит интересно!
Законы красоты – это законы математики – к такому необычному, на первый взгляд, выводу пришли учащиеся 9 класса Сидоровской школы на не традиционном бинарном уроке геометрии и искусства.
________________________________________________________________
Уже не первый год мы с коллегами в нашей школе практикуем нестандартные формы проведения уроков. Опыт показал, что на таких уроках можно не только по-новому преподнести обычный материал, но и создать условия, чтобы ученики смогли проявить интерес, творческие способности, увидеть межпредметную связь, взаимосвязь закономерностей и явлений из разных областей знаний, сформировать целостную картину мира.
Чем необычней урок, тем он больше нравится детям, тем больше знаний они возьмут с такого урока. А для учителя – чем дальше друг от друга предметы, тем больше возникает желание найти связующие их нити.
Недаром говорят : «Вопрос к себе - это первый шаг к познанию». При изучении по искусству темы «Законы красоты», я задалась вопросом: а не одни и те же ли это законы с математикой? Ведь симметрия, пропорция и ритм это математические понятия. Чтобы это выяснить и объяснить ребятам, нужно было на примерах произведений искусства рассмотреть и применить данные математические понятия.
Так появилась идея проведения бинарного урока искусства и геометрии. Учитель математики, Ольга Владимировна Костьян, с удовольствием откликнулась на это предложение, тем более, что девятиклассники как раз изучали тему «Движения».
Для ребят были продуманы интересные задания, на примере которых они смогли убедиться в том, что все в мире построено по общим законам.
С сообщением о видах симметрии и ее применении в науке, быту и жизни, выступила ученица 9 класса Ира Капитонова. Свой рассказ она сопровождала демонстрациями на приготовленных ею оригами . Затем ребята работали по слайдам презентации, уверенно поясняя, какой вид симметрии применен в различных произведении искусства.
Понятие ритма, ритмического рисунка проработали на «живых» примерах: на фрагментах обоев, бордюр, изделиях быта и ткани с орнаментом, произведениях народных промыслов – кружевах и вышивке.
Но самым необычным, пожалуй, было «просчитать» пропорциональность произведения искусства. Не секрет, что лучшие произведения искусства построены по правилу золотого сечения. Что это такое и как это «работает» в искусстве нам тоже удалось выяснить!
Под руководством Ольги Владимировны ребята просчитали куда же придется зона золотого сечения в музыкальном произведении Л- ван Бетховена «К Элизе» и литературном произведении – сонете В. Шекспира. И ребята, и присутствовавшие гости были приятно удивлены, действительно услышав в просчитанном (по времени) месте самый красивый и необычный момент в произведении.
В переводах сонета В.Шекспира (а их известно более 20 вариантов, и ученикам класса были даны разные варианты) на зону золотого сечения пришлись строки с одной и той же мыслью, иногда выраженной даже одинаковыми словами!
Завершили мы этот нетрадиционный урок еще одним необычным сюжетом. Видео клип «Геометрия танца» удерживал внимание присутствовавших в течение 4 минут. Яркие лучи света на темном фоне соединяли двух танцовщиц, вычерчивая при этом четкие, правильные, красивые и объемные геометрические фигуры. Зрелище завораживающее, но и здесь ребята увидели связь геометрии с искусством! Взмахи рук, наклоны под определенным углом, повороты вокруг оси, движение по спирали - все эти движения просчитаны с математической точностью!
Прав был древнегреческий ученый Пифагор , сказав, что все в мире прекрасно благодаря числу. Другой ученый назвал математику «царицей всех наук», а мы с ребятами на нашем уроке убедились, что математика, не только царица наук, но и искусств. Математика есть прообраз красоты! Ее нужно учить уже хотя бы для того, чтобы в полной мере уметь насладиться искусством.
|