РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК ОТРАЖЕНИЕ
ДУХА НАРОДА
Праздник Ивана
Купалы: очищение огнем и водой
Летнее солнцестояние – один из
поворотных пунктов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня
праздник вершины лета. У нас он известен как Иван Купала. Аграфена Купальница,
идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней – «Петры-Павлы» сливались
в один большой «карнавал», наполненный для древнерусского человека огромным
смыслом.
Как пишет исследовательница Татьяна
Порецких, Иван Купала – событие очень древнее. Памятники древнерусской
письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни уходят гораздо глубже. У
наших предков существовало божество Купало (Купала), олицетворяющее плодородие.
В его честь вечерами распевали песни и прыгали через костер. Со временем
обрядовое действие трансформировалось в ежегодное празднование летнего
солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию, «включая»
также народную фантазию. Имя же «Иван» появилось в названии праздника после
введения на Руси христианства: в этот день, 7 июля по григорианскому календарю
(24 июня по юлианскому календарю), православная церковь празднует Рождество
Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Таким образом, Иван Купала (Иванов день) –
это яркий, будто летнее солнце, пример того, как в русской праздничной традиции
христианские верования переплелись с языческими, взаимно питая, дополняя и
обогащая друг друга.
В канун праздника, на Аграфену
Купальницу, 6 июля, русские люди обязательно мылись в банях. Русская парная
баня – вообще явление уникальное: ведь, кроме утилитарной, она обладает и
сакральной функцией. Множество поверий и обрядов связано с баней. Совмещая в
себе стихии огня и воды, баня символизировала полное очищение человека через
огонь и воду.
Обыкновенно именно в день Аграфены
Купальницы заготавливали банные веники на весь год. Также в этот день девушки,
облаченные в лучшие наряды, расхаживали по домам, призывая хозяев:
«Умойте!». Это значит: подарите что-нибудь из девичьих украшений – ленточку,
бусы, сережки и прочее.
С днем Ивана Купалы народ связывал свои
представления о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только обильного
урожая, но и еще большей щедрости – успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так
рождались легенды. Самая распространенная из них повествует о чудесных
свойствах, которые растения приобретают в эту ночь. Прежде всего это относилось
к папоротнику, который в «купальную» ночь, согласно поверьям, цветет чудесным
огненным цветом, указывая таким образом на зарытый в определенном месте клад
(вспомним бессмертную повесть Николая Васильевича Гоголя«Вечер
накануне Ивана Купала»). А вот что гласит один из русских летописных
источников: «Есть трава папороть. Растет в лесах около болот, в мокрых местах,
в лугах. А цветет она накануне Иванова дня в полночь, одним часом отцветает, а
цветет, точно огонь горит».
Много поверий связано и с нечистой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы
справляют свой праздник, который заключается в особенном причинении зла людям.
Мол, у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, и на
Ивана Купалу ведьма, обрызгав себя этой водою, могла преспокойно лететь, куда
ей вздумается.
Вообще, весь Иванов день заполнен водой,
что называется, под завязку. Поутру купаться – обычай всенародный, и только в
некоторых областях крестьяне считали такое бултыхание опасным, ибо в Иванов
день справляет именины сам водяной, который терпеть не может, когда в его
царство вторгаются люди, и потому мстит им тем, что топит всякого неосторожного
бедолагу.
Один из довольно распространенных
купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного.
«Деревенские парни, – писал орловский корреспондент в середине прошлого века, –
одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на
речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой
грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение только для
стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек…»
Однако главная особенность купальской
ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и
выше прыгнет, тот будет счастливее. «Огонь очищает от всякия скверны плоти и
духа, – сообщал один из этнографов XIX века, – и на Ивана Купалу прыгает через
него вся русская деревенщина». В некоторых местах через купальский огонь
прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери
сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и
сами болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали
шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Характерная примета Ивана Купалы –
многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы,
собранные в этот день, высушивают и сберегают, почитая более целебными, чем
собранные в любое другое время.
Из наиболее чудесных трав стоит назвать
«плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее
корне. «Терлич-трава» употреблялась девушками для приворожения парней. Девушки
носили траву за пазухой и приговаривали: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!»
Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от
нечисти дом и двор. Растение «зяблица» помогает от ребячьего крика и
бессонницы. Высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле –
порезы, нарывы, опухоли. «Пастушью сумку» издавна
заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных
кровотечениях. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую
крапиву. На случай простуды, кашля необходимо было иметь мать-мачеху, душицу,
багульник.
В заключение заметим, что праздник Иван
Купала популярен не только среди русского народа. В Литве он известен как Ладо,
в Польше – как Соботки, на Украине – как Купало или Купайло. Таким образом,
начиная от Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля многие века отмечали и
продолжают сегодня отмечать этот мистический, загадочный, чарующий, разгульный
и веселый праздник.
|